Сосна Красава.

Сосна с удивительным названием Красава стоит на высоком угоре за деревней Веригино в самом центре Тарногского района. Деревня же уютно расположилась на левом берегу реки Уфтюги, недалеко от слияния её с Кокшеньгой. Из «явки», датированной 1609 годом, известно имя Григория Романова сына Веригина, отец которого имел прозвище Верига и был основателем этой деревни. Неподалёку от Веригина есть деревня Новгородовская, само название которой свидетельствует о том, что одними из первых в Усть-Уфтюжской волости поселились выходцы из Господина Великого Новгорода. Вероятно, именно эти русские люди и принесли в Кокшеньгу языческий культ поклонения священным деревьям. Если на юге Руси таким деревом был дуб, то в условиях северной тайги объектом культового поклонения стала вечнозелёная сосна. В настоящее время веригинской Красаве можно дать 200-250 лет возраста; тем не менее, ясно, что традиция почитания кокшарами этого дерева насчитывает много веков, а корнями она уходит вообще в глубокую древность. Очевидно также, что до современной Красавы на том же месте росла другая сосна или целый куст почитаемых деревьев, что также являлось характерной особенностью кокшеньгских волостей в старину.

Местные жители из деревни Веригино считают до сих пор, что на Красаве нельзя ломать ветки или срубить это священное дерево. Тот человек, кто решится на такое злодеяние, будет наказан самым суровым образом. Более того, подобное святотатство аукнется потом не на одном поколении его потомков. Интересно, что даже в тех случаях, если ветвь на сосне засохнет сама или её обломит ветром, люди не убирают их, а предоставляют природе право самой распорядиться дальней шей судьбой этих останков.

Однако, если у кого-то заболят зубы или приключится какая-то иная болезнь, можно сходить к Красаве, сделать зарубку на её стволе и вбить туда или положить под дерево осколок кремня. Раньше при этом читались соответствующие заговоры, например, такой: «Встану я не блаословясь, пойду не перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота на восточную сторону. Там, в восточной стороне стоит гора большая, на горе – дерево, а под деревом лежит серый камень. На етом сером камне сидят деды, семидесяти леды. Я к вам деды подойду поближе, да поклонюсь пониже…» Далее следовало изложить этим дедам свою просьбу о помощи в лечении болезни. Ныне все подобные заговоры уже забыты, а традиции изменились до того, что вместе с кремешками в старые щели на стволе Красавы кладут мелкие монеты.

Почему же дерево называется Красава? Ответ прост – люди верили, что перед ними находится не просто сосна, а Богиня-мать со всеми атрибутами женского начала. И в самом деле, на стволе дерева отчётливо выделяются две большие груди, а в нижней части комля можно найти и детородный орган.

  Более того, на стволе Красавы выделяется настоящая личина. Таким образом, перед нами не простое почитаемое дерево, а священная женщина в облике сосны. Именно у неё кокшары искали поддержки в трудные минуты жизни. Красава – значит «красавица». Само это замечательное название дерева говорит о том, с какой любовью и уважением относились наши предки к веригинской сосне. Имеются смутные воспоминания о праздниках, на которые около Красавы собиралась молодёжь со всех окрестных деревень. Взявшись за руки, парни и девушки водили хоровод вокруг сосны, пели песни, затевали весёлые игрища. Именно здесь, под зелёными ветвями древнего дерева зарождалась первая любовь…

Удивительно и то, что сосна Красава до сих пор не привлекала к себе внимания учёных и краеведов. Лишь в публикациях А. К. Чекалова, А. А. Угрюмова, Н. Г. Недомолкиной можно найти констатацию факта – да, есть такая сосна в Тарноге, но не более того… Впрочем, хочется верить, что настоящее научное исследование этого священного дерева ещё впереди. Если мы хотим изучать свою историю не однобоко, то должны знать: рядом с православными храмами у наших предков были свои почитаемые деревья и целые рощи – следы древних языческих культов.

DSC02800.JPG